История Управления

В 2010 году путем слияния двух региональных УВДТ: Среднеуральского и Южно-Уральского – произошло формирование новой структуры – Управление на транспорте МВД России по УрФО. Укрупнилась территория обслуживания, куда вошли не только регионы Уральского Федерального округа: Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа, но и Пермский край и Оренбургская область.

У обоих Управлений: Среднеуральского и Южно-Уральского – своя богатая история, свой сложный путь становления и формирования.

18 февраля 1919 года (именно эта дата считается днем образования органов внутренних дел на транспорте) был издан декрет ВЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны», в котором, в частности, говорилось: «В целях поддержания революционного порядка и единства управления на всех железных дорогах РСФСР охрана порядка переходит в ведение Комиссариата внутренних дел и выполняется железнодорожной милицией».

Поскольку Пермская железная дорога пролегала по территории двух губерний, летом 1919 года здесь были образованы 2 губернских отдела ж/д милиции – Пермский и Екатеринбургский. Их первыми руководителями стали Николай Иванович Евдокимов и Николай Степанович Улитин. Согласно сохранившимся документам, днем рождения транспортной милиции на Среднем Урале как самостоятельной структуры можно считать 30 июля 1919 года.

У истоков создания органов правопорядка на Свердловской магистрали стояли такие люди как Михаил Михайлович Борисов, Иван Мартынович Дашков, Петр Иванович Малых, Степан Александрович Блохин и многие другие.

В декабре 1921 года милиция и уголовный розыск на железнодорожном транспорте были преобразованы в транспортные отделы ВЧК. 6 февраля 1922 года, в связи с принятием декрета об упразднении ВЧК, обеспечение правопорядка на объектах транспорта вошло в компетенцию Главного политического управления (ГПУ).

26 июля 1937 года наркоматы внутренних дел и путей сообщения СССР издали совместный приказ «Об организации железнодорожной милиции». Для непосредственного управления милицией на железнодорожном транспорте в составе Главного управления милиции НКВД СССР был создан отдел железнодорожной милиции.

Южно-Уральское УВД на транспорте было создано 26 февраля 1919 года.

Особый вклад в становление и развитие милиции на Южно-Уральской железной дороге внес генерал-майор милиции Шиков Николай Иванович. В период с 1973 по 1984 годы он был руководителем Южно-Уральского отдела транспортной милиции.

Под его непосредственным руководством была создана крепкая материально-техническая база, а также было подготовлено профессиональное ядро сотрудников, что во многом позволило Дорожному отделу милиции получить статус Управления внутренних дел на транспорте.

Начиная с 8 августа 1986 года по 10 февраля 2010 года, Южно-Уральским Управлением внутренних дел на транспорте руководил почетный железнодорожник, заслуженный работник МВД РФ, почетный сотрудник МВД России генерал-майор милиции Жаданов Виталий Александрович. 

Сегодня два крупных Управления преобразованы в одно – Управление на транспорте МВД России по УрФО. Перед сотрудниками правопорядка на транспорте ставятся новые задачи, но одна остается неизменной – обеспечение правопорядка на транспорте.

На дорогах действуют 9 региональных железнодорожных предприятий, 67 крупных железнодорожных вокзалов, 655 малых станций и остановочных пунктов, 9 железнодорожных тоннелей и 1892 железнодорожных моста.

Среднесуточное количество курсирующих пассажирских и пригородных поездов составляет 737 пар. Среднегодовой пассажиропоток по двум железным дорогам составляет более 94 млн человек. Среднегодовой грузопоток составляет более 270 млн тонн.

Протяженность Свердловской железной дороги составляет 7200 км (по Пермскому краю – 2050 км, по Свердловской области – 3300 км и по Тюменской области – 1850 км). Развернутая длина главных путей – более 9000 км. Дорога электрифицирована, за исключением участка Тюмень – Новый Уренгой (1525 км) и нескольких мелких участков.

Протяженность Южно-Уральской железной дороги составляет 4806 км (по Челябинской области – 2137 км, по Оренбургской – 1695 км, по Курганской – 741 км). Развернутая длина главных путей – более 7820,8 км, подъездных путей – 785,7 км.

Участок обслуживания УТ МВД России по УрФО имеет 9 пересечений Российско-Казахстанской границы.

Водный бассейн Тюменской области имеет 35 рек, общая протя­женность судоходных путей которых составляет 8557 км. На реках Оби, Иртыше, Пуре, Тавде расположены крупные речные порты, такие как Тюмень, Сургут, Салехард, Ханты-Мансийск, Надым и другие. Через речные порты обеспечивается снабжение населения и предприятий региона Тюменского Севера, продуктами питания, промышленными товарами, топливом, стройма­териалами и другими товарами первой необходимости. Во время навигации (продолжительность до 5-ти месяцев) осу­ществляются перевозки нефти, газового конденсата, леса из Тюменской области в другие регионы России и за ее пределы судами класса «ре­ка – море». Головное предприятие речного флота бассейна – ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство».

Протяженность водной акватории по фарватеру реки Камы в пределах Пермского края от г. Соликамска до г. Чайковского – 590 км. На реке расположены такие крупные объекты речного транспорта, как речные порты городов Чайковский, Пермь, Левшино, Березники, Соликамск. Головное предприятие – ОАО «Камская судоходная компания».

В оперативном обслуживании УТ МВД России по УрФО находится 23 аэропорта, из которых 12 имеют статус международных (Екатеринбург, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Пермь, Челябинск, Магнитогорск, Оренбург, Орск, "Сабетта"), 7 - региональных (Курган, Когалым, Нягань, Ноябрьск, Новый Уренгой, Надым, Салехард и Ямбург); 4 - местных (Белоярский, Березово, Советский, Урай  и Ямбург).

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2018, МВД России